Основные результаты
работы НОЦ «Водные объекты Карелии и методы их исследования» ИВПС КарНЦ
в 2024 году
работы НОЦ «Водные объекты Карелии и методы их исследования» ИВПС КарНЦ
в 2024 году
Введение
Продолжается деятельность Научно-образовательного центра (НОЦ) "Водные объекты Карелии и методы их исследования", который был создан в 2002 г. для эффективной организации работ со школами и ВУЗами с целью привлечения талантливой молодежи к научной работе.
В задачу НОЦ "Водные объекты Карелии и методы их исследования", входит: поддержка молодых научных сотрудников и аспирантов в проведении исследований по научным направлениям института, подготовка кадров высшей научной квалификации (работа со студентами ВУЗов и аспирантами института), эколого-просветительная деятельность (профориентация школьников, повышение квалификации преподавателей).
Основные направления деятельности НОЦ:
• научное – участие в научной деятельности Института, научных проектах, грантах и контрактах с привлечением аспирантов Института, студентов ВУЗов-партнеров, выполняющих курсовые и дипломные работы;
• теоретическое – чтение лекций по программам ВУЗов, где научные сотрудники Института ведут педагогическую деятельность (на основе договоров с ВУЗами), а также в рамках международных проектов (при двухстороннем договоре с Университетом г. Хельсинки);
• практическое – проведение практик студентов (на основе договоров с ВУЗами-партнерами), мастер-классов с учителями средних школ;
• международное – участие в различных международных научно-образовательных программах и проектах;
• профориентационное – работа со школами (учащиеся и учителя), детскими экологическими центрами, ООПТ, административными структурами;
• информационное – подготовка печатных изданий, учебно-методических разработок, учебных пособий, инновационных информационно-образовательных программ.
Деятельность НОЦ ИВПС в 2024 г.
16 января 2024 г. – первый семинар, посвященный вопросам подготовки онлайн-курсов для учителей средних школ Республики Карелия в рамках договора о сотрудничестве ИВПС КарНЦ РАН с ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», подписанного 18 сентября 2023 года. Договор является основой для организации сотрудничества в научной и образовательной деятельности по направлениям:
• научно-образовательная деятельность – участие в разработке и реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации учителей в области организации учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательной организации, проведения полевых и лабораторных исследований;
• научно-информационная деятельность – популяризация научных достижений;
• научно-инновационная деятельность – организация и осуществление совместных научных и научно-образовательных проектов (научные школы, семинары, форумы), развития инновационных форм взаимодействия и осуществления интеграции дополнительного профессионального образования и классической науки.
Определены общие задачи и возможности сотрудников ИВПС в повышении квалификации учителей географии, биологии, физики, химии как по учебному направлению, так и по направлениям проведения школьных научных исследований. Особенный интерес потенциальных участников курсов вызывает региональная тематика по предмету «Моя Карелия», который преподается в школах Карелии в 5-9 классах.
В ходе освоения программы слушатели ознакомлены с теоретическими и практическими аспектами современных естественнонаучных исследований на территории Карелии, а также Арктической зоны России, изучили вопросы по практике проведения экспериментальных исследований с использованием различных методик, современных измерительных приборов и программного обеспечения анализа и представления полученных результатов. В практической части курсов учителя провели экспериментальные работы с учениками по предложенным методикам.
20 февраля 2024 г. – стартовали курсы «Интеграция научных исследований со школьным образованием в области изучения водных объектов Карелии и Арктической зоны России», подготовленные учеными в рамках договора о сотрудничестве с ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования».
Первая онлайн-лекция «Гидрографическая сеть Карелии» (лектор – к.г.н. Максим Сергеевич Потахин, старший научный сотрудник группы исследований донных отложений) посвящена особенностям гидрографической сети Карело-Кольского региона, включающего территорию Республики Карелия и Мурманской области, а также прилегающие части Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей. Подробно рассматриваются природные факторы формирования гидрографической сети, основные особенности водотоков (реки, ручьи, каналы) и водоемов (озера, водохранилища). Особое внимание уделяется антропогенной трансформации гидрографической сети, как следствию гидротехнического освоения водных ресурсов региона.
28 февраля 2024 г. – онлайн-лекция «Водные объекты Антарктиды» (лектор – к.г.н. Алексей Владимирович Толстиков, старший научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии) нацелена на выявление особенностей современного состояния биогеохимического режима типичных озер Антарктиды, многолетнюю изменчивость экосистем в условиях изменения климата при минимальном и умеренном антропогенном воздействии. Рассматриваются водоемы Антарктиды, их классификации, временные водотоки, физические и биологические особенности озер. Дана характеристика климатических и геологических предпосылок для формирования водных объектов в полярных областях. Даются сведения о живых организмах, населяющих антарктические озера. Рассказывается об антарктических станциях и условиях быта на них, научных исследованиях. Демонстрируется оборудование и методы для изучения антарктических озер.
11 марта 2024 г. - онлайн-лекция «Гидрофизические измерения. Приборы. Безопасность на льду» (лекторы – к.г.н. Роман Эдуардович Здоровеннов, старший научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии, Юлия Сергеевна Новикова, инженер-исследователь) посвящена основным принципам проведения гидрофизических измерений на водоемах суши в периоды открытой воды и ледостава. Представлены используемые гидрофизические приборы (мультипараметрические зонды, высокоточные измерители течений, автономные измерители температуры, течений, кислорода, солнечной радиации). Приведена информация о принципах организации безопасной работы на льду.
27 марта 2024 г.– онлайн-лекция «Ресурсы Мирового океана» (лектор – к.г.н. Алексей Владимирович Толстиков, старший научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии) посвящена классификации морей, статистическим сведениям о Мировом океане, оборудованию и программному обеспечению. Приведены классификации ресурсов Мирового океана, среди которых особое внимание уделено биологическим и энергетическим ресурсам.
11 апреля 2024 г. – онлайн-лекция «Особо охраняемые природные территории Арктической зоны РФ в Республике Карелия» (лектор – Елена Вячеславовна Кузнецова, заместитель директора по науке и экологическому просвещению Заповедника «Костомукшский» и национального парка «Калевальский») посвящена организации и функционированию региональных и федеральных особо охраняемых природных территорий России и более детально Республики Карелии. Большое значение на ООПТ имеют различные водные объекты, некоторые из которых являются гидрологическими памятниками природы. Карелию по праву называют страной озер. Разные истории и тайны хранят наши родники, ручьи, водопады, озера. В лекции представлены данные о популярных и малоизвестных "заповедных водах" Республики Карелия.
16 апреля 2024 г. – онлайн-лекция «Водопады Карелии» (лектор – к.г.н. Максим Сергеевич Потахин старший научный сотрудник группы донных отложений) осветила следующие вопросы: «Что такое водопад и чем интересны водопады», «Самые известные карельские водопады и сколько водопадов в Карелии», «Почему в Карелии много водопадов», «Где в Карелии больше всего водопадов», «Как изучаются водопады», «Как человек изменил карельские водопады» и «TOP-10 самых высоких водопадов Карелии».
7 мая 2024 г.– онлайн-лекция «О дендрохронологических (дендроиндикационных) исследованиях в Карелии» (лектор – к.г.н. Сергей Павлович Гриппа, доцент кафедры наук о Земле и геотехнологий) посвящена дендроклиматическим исследованиям, позволяющим провести корреляцию между метеорологическими данными и приростом годичных слоёв деревьев, произрастающих в районе исследования. Инструментальные данные по температурам и осадкам относительно короткие; дендрохронология позволяет оценить климатические параметры прошлых периодов на время возраста деревьев, а это может быть и до 2-4 тыс лет. Дендрогеоморфология - установление возраста и происхождение форм рельефа. Дендрогидрология - определение уровня водоёмов в прошлые эпохи! С возможным прогнозированием сценариев изменения природных комплексов. Дендроархеология - установление возраста археологических и исторических артефактов.
15 мая 2024 г.– онлайн-лекция «Исследования океана из космоса. Использование методов дистанционного зондирования для изучения водных объектов из космоса» (лектор – д.г.н. Алексей Вадимович Зимин, ведущий научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии, профессор кафедры океанологии Института наук о Земле СПБГУ) посвящена следующим вопросам:
- физические основы методов, позволяющих получить информацию об океанологических объектах с искусственных спутников Земли;
- принципы функционирования различных типов измерительной спутниковой аппаратуры;
- сведения об обработке и интерпретации и получаемой спутниковой информации,
- способы использования спутниковой информации
7 июня 2024 г. - онлайн-лекция «Микропластик – проблема загрязнения водоемов» (лектор – к.т.н. Михаил Борисович Зобков, старший научный сотрудник лаборатории гидрохимии и гидрогеологии) посвящена экологическим рискам при неправильной утилизации пластиков. Пластик является одним из наиболее востребованных материалов и используется практически во всех областях промышленности и в быту. Его основными преимуществами являются прочность, легкость, долговечность и при этом низкая себестоимость. Низкая стоимость провоцирует небрежное отношение к «одноразовым» пластиковым предметам со стороны потребителей. Представлена информация о опасности пластиковых изделий для окружающей среды, источниках их поступления, классификации и способах обнаружения микропластика в водной среде.
30 августа 2024 г. – онлайн-лекция «Достижения Академии наук в изучении озер России за три столетия. К 300-летию Академии наук» (лектор – д.г.н., член-корреспондент РАН Николай Николаевич Филатов, главный научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии) посвящена основным достижениям ученых Академии наук России по изучению озер за 300 лет. От первых “физических” экспедиций по обследованию озер, озерных регионов, Арала и Каспия до современных достижений, которые внесли значительный вклад в фундаментальную науку, решение практических задач экономики страны, и которые значимы для разработки проблем гидрологии вод суши. Показано насколько востребованы результаты исследований озер в разные исторические эпохи. Представлено, в каких условиях приходилось добывать знания в разные периоды истории. Важно посмотреть на то, что может оказаться полезным сейчас и в перспективе. Полезно усвоить исторические уроки и помнить, как наши предшественники решали сложных проблемы. Делается акцент на то, что для достижения результатов необходимо решать проблемы, а не увлекаться решением частных задач. Показана важность полученных результатов для решения практических задач страны (обеспечение питьевого и промышленного водоснабжения, рекреации, энергетики, транспорта, биоресурсов и др.) и фундаментальных проблем гидрологии вод суши, изучения эволюции биосферы.
17 сентября 2024 г. – онлайн-лекция «Изменения экологического состояния в Онежском озере. Кто виноват?» (лекторы – Елена Михайловна Макарова, младший научный сотрудник лаборатории гидробиологии, к.б.н. Анастасия Ивановна Сидорова, старший. научный сотрудник лаборатории гидробиологии) посвящена влиянию различных факторов (климатических, антропогенных, биологических) на экологическое состояние Онежского озера, которое отражается на изменении водных сообществ. Подробно рассказывается о фитопланктоне, зоопланктоне, макрозообентосе. Дается ответ на вопрос: как и где они живут? Представлены результаты о научных исследованиях видов-чужаков, обитающих в водоемах Карелии.
26 сентября 2024 г. – онлайн-лекция «Родники Карелии» (лектор – к.г.-м .н. Галина Сергеевна Бородулина, старший научный сотрудник лаб. гидрохимии и гидрогеологии) посвящена науке «Гдрогеология» и что скрыто от человеческих глаз ниже поверхности земли. Вся ли подземная вода чистая и полезная? .Освещены вопросы образования родников, чем отличаются от колодцев и скважин, о примечательных родниках Карелии, о различных процессах, влияющих на состав воды и главном отличии подземных вод от поверхностных.
16 октября 2024 г. – онлайн-лекция «Климат Карелии» (лектор – к.г.н. Лариса Евгеньевна Назарова) посвящена основным факторам, формирующим климат территории Карелии, истории развития метеорологических наблюдений, изменении и изменчивости характеристик климата района исследований в течение ХХ - начало XXI веков. Показано современное состояние температурного режима (воздух и почва), режима атмосферных осадков, приведены особенности комфортности и дискомфортности климата Карелии для здоровья населения.
23 октября 2024 г. – онлайн-лекция «Гидрохимические особенности водных объектов Карелии в условиях антропогенного воздействия» (лектор – к.х.н. Наталья Евгеньевна Галахина, старший научный сотрудник лаборатории гидрохимии и гидрогеологии) посвящена гидрохимическим исследованиям водных объектов Карелии, их истории и методике их проведения. Представлена информация о гидрохимических особенностях поверхностных вод Карелии в целом, а также результатах исследований изменения гидрохимического режима некоторых водных объектов Карелии, испытывающих антропогенное влияние (Онежское озеро и его крупнейшие притоки, водные объекты района Костомукши).
8 ноября 2024 г. – заключительный семинар, посвященный завершению курса лекций по программе «Интеграция научных исследований со школьным образованием в области изучения водных объектов Карелии и Арктической зоны России» в рамках договора о сотрудничестве ИВПС с ГАУ ДПО РК («Карельский институт развития образования»).
В дистанционном режиме представлены работы учителей из 18 школ Республики Карелия: Петрозаводска, Пяозера, Пудожа, Сортавала, Рабочеостровска, Олонца, Нюхчи, Видлицы. Чалны.
Интерес к курсу лекций проявили не только учителя географии, химии и биологии, но и педагоги дополнительного образования, учителя начальных классов и предмета «Моя Карелия», что свидетельствует о высоком профессиональном уровне лекторов – ученых ИВПС КарНЦ и наших коллег, участвующих в программе, умеющих представить научную информацию в доступном изложении.
Учителя – участники программы получили дипломы о повышении квалификации от Карельского института развития образования, а также подарки от ИВПС КарНЦ РАН и Заповедника «Костомукшский» с пожеланием дальнейших успехов в работе.
Лекторы-участники программы были отмечены Благодарственными письмами от Карельского института развития образования с пожеланием продолжения сотрудничества и создания новых форм совместной работы.
Полный список занятий размещен на странице Научно-образовательного центра ИВПС КарНЦ РАН.
Другие мероприятия по направлению «Наука школе»
✓ 30-31 января – мастер-класс по методам биоиндикации с помощью макрозообентоса в рамках проекта "Практическая биология: знакомство с научными методами изучения природы" включал 4 лекции, методические аспекты (измерение черепов различных животных, составление гербариев, освоение навыков работы с микроскопами). Лектор от ИВПС – к.б.н. Анастасия Ивановна Сидорова, ст. научный сотрудник лаборатории гидробиологии. Проект поддержан Фондом грантов Главы Республики Карелия.
✓ 15 января - 08 февраля – работа в жюри по оценке проектов школьников 9-11 классов (секция Биология) в рамках городской конференции юных исследователей «Будущее Петрозаводска». Член жури от ИВПС – к.б.н. Анастасия Ивановна Сидорова, ст. научный сотрудник лаборатории гидробиологии.
✓ 1 февраля – экскурсия по Институту водных проблем Севера для обучающихся в 8–10 классах в рамках профильной смены по биологии «Veni, vedi et cecidi: популяризация биологии как науки» ГБОУ ДО РК РЦРДО Ровесник (Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в Республике Карелия). Ребята познакомились с современными методами и направлениями научных исследований в области гидробиологии, гидрохимии, гидрологии и гидрофизики.
✓ 2 февраля – День водно-болотных угодий. Музей прикладных экологических исследований КарНЦ РАН стал площадкой обсуждения важности таких участков местности для людей и природы. Лекция о влиянии изменения климата и действия антропогенных факторов на Онежское озеро. Лектор – Елена Михайловна Макарова, младший научный сотрудник лаборатории гидробиологии.
✓ 21 февраля – лекция «О необычных обитателях Онежского озера: от ледникового реликта до вселенца из Байкала» на Натуралистическом лектории «Природа Карелии», состоявшемся в Городской детской библиотеке им. В. М. Данилова по инициативе Карельского республиканского Совета Всероссийского общества охраны природы. Лектор –Ксения Валерьевна Исакова, инженер-исследователь лаборатории гидробиологии.
Лекция была посвящена двум необычным видам ракообразных, обитающих на дне Онежского озера: ледниковому реликту Monoporeia affinis (Lindström, 1855) и вселенцу из Байкала Gmelinoides fasciatus (Stebbing 1899). Были затронуты вопросы происхождения ледникового реликтового рачка, проникновение (инвазии) вселенца в водоем, их основных особенностей и роли этих рачков в экосистеме Онежского озера. Помимо этого, были рассмотрены проблемы снижения количественных показателей рачка M. affinis в Петрозаводской губе Онежского озера, происходящие в настоящее время и возможные причины этих процессов. Во время лекции слушатели смогли поближе познакомиться с обитателями дна, задать интересующие их вопросы и приоткрыть для себя удивительный мир дна Онежского озера.
✓ 12 марта – лекция о влиянии различных факторов на экосистему Онежского озера для воспитанников Петрозаводского президентского кадетского училища. Лектор – Елена Михайловна Макарова, младший научный сотрудник лаборатории гидробиологии.
✓ 17 апреля - лекция об исследовании Антарктиды для учеников школы-интерната №23.
Лектор – к.г.н. Алексей Владимирович Толстиков, старший научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии.
✓ 6 мая - классный час в 4 "А" классе Кадуйской средней школы (Вологодская область, пгт Кадуй) в рамках работы кружка по профориентации "Азбука профессий", посвященный профессиям, связанным с изучением водных объектов Земли, в частности о том, какую работу выполняют ученые в экспедициях и лабораториях. Ребята узнали о приборах и способах изучения разных водоёмов, начиная от небольших озер Севера и заканчивая ледниковыми озерами в Антарктиде. Лектор – Юлия Сергеевна Новикова, инженер-исследователь лаборатории географии и гидрологии.
✓ 5 июня – День эколога, отмечаемый одновременно со Всемирным Днем окружающей среды. В рамках просветительской акции «ЭкоКижи» для сотрудников музея и гостей о. Кижи занятие в интерактивной лаборатории, посвященное водным организмам, проживающим в естественной среде в Онежском озере. Организаторы акции – специалисты отдела сохранения природного наследия музея «Кижи». Лекторы – Макарова Елена Михайловна, младший научный сотрудник лаборатории гидробиологии и Ефимова Анна Николаевна, ведущий гидробиолог лаборатории гидробиологии.
✓7 июня – «Ученые – детям!» Мастер-класс по сбору и определению макрозообентоса для воспитанников пришкольного лагеря «Калейдоскоп» Пряжинской средней образовательной школы им. М. Мелентьевой. Лекторы – Макарова Елена Михайловна, младший научный сотрудник лаборатории гидробиологии и Ефимова Анна Николаевна, ведущий гидробиолог лаборатории гидробиологии.
✓ 15 октября – лекция об исследовании Антарктиды для учеников 8 классов «Гимназия № 17 имени П.О. Коргана». Лекторы – к.г.н. Алексей Владимирович Толстиков, старший научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии.
Другие мероприятия по популяризации научных знаний
✓ 28 января – лекция «Родники – уникальные памятники природы и истории Карелии» в Национальном музее Республики Карелия (лектор – к.г.-м.н. Галина Сергеевна Бородулина, старший научный сотрудник лаборатории гидрохимии и гидрогеологии). Раскрыты вопросы: чем занимается наука гидрогеология и какую роль играют родники в познании подземной гидросферы, как образуются родники, от чего зависит химический состав воды и главном отличии подземных вод от поверхностных, всегда ли родниковая вода чистая и полезная. Дана характеристика родников Петрозаводска и примечательных родников Карелии – памятников природы, а также других источников, обладающих историческими или уникальными природными качествами.
✓ 22 марта – Всемирный день водных ресурсов в Музее прикладных экологических исследований. Лекторий о подземных водах Карелии и состоянии водных сообществ Онежского озера в условиях изменения климата и действия антропогенных факторов (лекторы – к.г.-м.н. Галина Сергеевна Бородулина, старший научный сотрудник лаборатории гидрохимии и гидрогеологии, Елена Михайловна Макарова, младший научный сотрудник лаборатории гидробиологии).
✓ 14 апреля – лекция-экспедиция «Вода и Город» (дизайн-лаборатория «За рекой завод», организованная Галереей промышленной истории в партнерстве с бюро Заводь, при поддержке благотворительного фонда В. Потанина), посвященная вопросам: мертвый лед, почему на Зареке вода более живая и как определить местоположение грифона в водоеме простым способом (лектор – к.г.н. Максим Сергеевич Потахин, старший научный сотрудник группы исследований донных отложений).
✓ 16 мая – лекция о подземных водах студентам 3 курса ГПБОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум» (лектор – к.г.-м.н. Галина Сергеевна Бородулина, старший научный сотрудник лаборатории гидрохимии и гидрогеологии).
✓ 10 июня – эколого-просветительный семинар "Современное состояние озера Крошнозеро", организованный для жителей поселка Крошнозеро (лектор – д.б.н. Наталия Михайловна Калинкина, ведущий научный сотрудник лаборатории гидробиологии). Подробности в репортаже издания "Daily Карелия".
✓ 12 декабря – лекция «Водные ресурсы Земли. Зачем их изучать и как попасть в профессию?» для студентов, выпускников, любителей географии и для всех потребителей воды (лектор – к.г.н. Алексей Владимирович Толстиков, старший научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии).
Организация и проведение мероприятий
30 июня – 6 июля 2024 года в Мурманской области прошла III школа-практика полярных лимнологов – первая летняя.
Главной особенностью мероприятия стало то, что школа впервые прошла летом, а не в апреле, когда озера в Арктике еще скованы льдом, как это было в 2021 и 2023 годах.
III школа полярных лимнологов традиционно состоялась на берегу озера Имандра в 20 км от г. Апатиты. Сотрудники Института проблем промышленной экологии Севера (ИППЭС) КНЦ РАН и Института водных проблем Севера (ИВПС) КарНЦ РАН, выступившие организаторами, собрали в Мурманской области людей, интересующихся озерами, из разных регионов России. На школе лимнологов были участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска, Вологды, Архангельска, Кандалакши, Апатитов, Ростова-на-Дону, Ханты-Мансийска и станицы Северской Краснодарского края. III школа-практика полярных лимнологов стала международной, благодаря участию студентки Санкт-Петербургского университета - гражданки Китая Ине Ма.
В первый рабочий день мероприятия перед участниками с приветственным словом выступили директор ИППЭС КНЦ РАН д.т.н. Макаров Д.В., старший научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии ИВПС КарНЦ РАН к.г.н. Толстиков А.В. и ведущий научный сотрудник лаборатории водных экосистем ИППЭС КНЦ РАН к.б.н. Денисов Д.Б. Трудовые будни школы состояли из лекций от ведущих ученых-лимнологов и практических занятий на воде и в лабораторных условиях.
Лекции были посвящены разным аспектам исследования водных объектов на Севере России. Слушатели школы узнали о гидрохимических, геохимических, геофизических, гидробиологических методах изучения озер. Ученые рассказали будущим лимнологам о том, какие рыбы водятся в водоемах Мурманской области, чем лучше всего отбирать донные отложения озер, какие загрязнители могут поступать в водную среду от промышленных предприятий и транспорта, опасен ли микропластик для обитателей озер.
Практические занятия были организованы в мини-группах, сформированных по научным интересам по гидрохимии, гидрофизике, гидробиологии, ихтиологии. Главным полевым полигоном для практических занятий стало озеро Имандра. Осваивались методические навыки по измерению физико-химических параметров воды и донных отложений портативными приборами, определению живых водных организмов под микроскопом и бинокуляром, анализу гидрофизических данных с помощью специальных компьютерных программ. Слушатели научились работать с батометром, прибором для отбора проб воды, дночерпателем, планктонной сеткой для сбора биологического материла, диском Секки для измерения прозрачности воды и другим оборудованием для изучения озер. Специальные рейсы на лодке были проведены для измерения температуры и электропроводности воды.
Культурная программ включала посещение музея Кольского научного центра «Хибинариум» в г. Апатиты, экологической тропы Полярно-альпийского ботанического сада-института КНЦ РАН в г. Кировск, где смогли узнать больше о природе Мурманской области и насладиться видами Хибинских гор.
В завершающий день школы участники сделали доклады в виде презентаций, получили сертификаты об участии, подтверждающие их новый статус лимнологов. Об эффективности школы-практики и заинтересованности слушателей свидетельствуют отзывы участников:
– «На школе я познакомился со многими очень интересными людьми, которые были объединены общей страстью – озерами. В таком коллективе было приятно работать. Тем более поработать было над чем: опытные наставники, влюбленные в свое дело, показали много методов полевой работы, помогли собрать отличный материал, который может пригодиться и для будущих исследований» (Роман Иванченко, Мурманск).
– «Начну с того, что участие в школе-практике – это подарок моих друзей на день рождение. Я далека от науки в её классическом понимании, тем более от лимнологии, но мне всегда интересно узнавать новое, саморазвитие и получение новых знаний очень важно в моей профессии - педагог дополнительного образования. В новом учебном году открою для обучающихся мир водных объектов с другой стороны» (Любовь Мацеева, Кандалакша).
– «Школа полярных лимнологов уникальна благодаря своей обширной практической составляющей. Как и каждым участником школы, мною был пройден полный цикл обучения: лекции, отбор проб на водном объекте, первичный лабораторный анализ, статистическая обработка полученных результатов и их представление в виде доклада с дискуссией. Хочется отметить, что также очень ценно общение с опытными учёными в неформальной обстановке. Лично убедился, что это очень эффективный формат передачи знаний и навыков, некоторые из которых планирую применить в своей кандидатской диссертации» (Алексей Сазонов, Ростов-на-Дону).
– «Когда собиралась на школу-практику полярных лимнологов, не строила никаких ожиданий, так как это мой первый опыт подобного участия. Но если бы они были – реальность их точно бы превзошла! В первую очередь мне было интересно познакомиться с методами, приборами и спецификой современных лимнологических исследований в полярных широтах и сопоставить с моими знаниями о палеолимнологических исследованиях, чтобы ещё лучше понимать процессы, отражение которых мы наблюдаем в палеоархивах. Эта задача была успешно выполнена в рамках лекций и насыщенной практической части, на которой очень подробно специалисты показывали приборы, а каждый участник имел возможность самостоятельно попробовать отобрать материал и позже изучить в рамках подготовки доклада в группах, что, безусловно, позволило закрепить полученные знания и навыки на месте» (Дарья Левкова, Санкт-Петербург).
– «Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов школы и всех участников за тёплую атмосферу и живое общение! Приятно было провести время среди людей с общими интересами. Полезно было сравнить подходы в работе со своими, под другим углом посмотреть на проблемы, расширить свои знания, что-то взять на заметку, где-то удостовериться в верности своих суждений, а в каких-то случаях и получить ответы на давние вопросы. Для меня это была не только неделя работы с коллегами, но и отдыха в приятной компании и в удивительно живописном месте» (Надежда Макарёнкова, Вологда).