Основные результаты
работы НОЦ «Водные объекты Карелии и методы их исследования» ИВПС КарНЦ
в 2021 году
работы НОЦ «Водные объекты Карелии и методы их исследования» ИВПС КарНЦ
в 2021 году
Введение
Продолжается деятельность НОЦ "Водные объекты Карелии и методы их исследования", который был создан в 2002 году для эффективной организации работ со школами и ВУЗами с целью привлечения талантливой молодежи к научной работе.
В задачу НОЦ "Водные объекты Карелии и методы их исследования" входит: поддержка молодых научных сотрудников и аспирантов в проведении исследований по научным направлениям института, подготовка кадров высшей научной квалификации (работа со студентами ВУЗов и аспирантами института), эколого-просветительная деятельность (профориентация школьников, повышение квалификации преподавателей).
Основные направления деятельности НОЦ:
• научное – участие в научной деятельности Института, научных проектах, грантах и контрактах с привлечением аспирантов Института, студентов ВУЗов-партнеров, выполняющих курсовые и дипломные работы,
• теоретическое – чтение лекций по программам ВУЗов, где научные сотрудники Института ведут педагогическую деятельность (на основе договоров с ВУЗами), а также в рамках международных проектов (при двухстороннем договоре с Университетом г. Хельсинки);
• практическое – проведение практик студентов (на основе договоров с ВУЗами-партнерами), мастер-классов с учителями средних школ;
• международное – участие в различных международных научно-образовательных программах и проектах;
• профориентационное – работа со школами (учащиеся и учителя), детскими экологическими центрами, ООПТ, административными структурами;
• информационное – подготовка печатных изданий, учебно-методических разработок, учебных пособий, инновационных информационно-образовательных программ.
Проведение конференций
В 2021 году была проведена Полярная школа-практика (2-й этап VI Международной конференции молодых ученых «Водные ресурсы: изучение и управление» (Water resources: research and management” (WRRM)) 11–17 апреля 2021 г. (Апатиты, Мурманская область).
Со-организаторы: Институт проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН, Проектный офис развития Арктики (ПОРА)
Зимняя лимнологическая школа-практика – это традиционное мероприятие, которое проводится с 2006 года при тесном сотрудничестве ИВПС КарНЦ РАН и Университета Хельсинки с целью организации научных исследований в основном в области гидрофизики и экологического просвещения. С финской стороны организаторами выступали сотрудники биологической базы Lammi, расположенной недалеко от одноименного населенного пункта в районе Северная Карелия, которая до 2021 года была постоянным местом проведения школы-практики.
События, связанные с пандемией коронавируса, стали причиной изменения формата и места проведения этого мероприятия. В сентябре 2020 г. состоялась VI конференция WRRM в очно-дистанционном формате [Регеранд и др., 2020], с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических предписаний, но для проведения практического этапа требовалось найти новую научно-стационарную базу. Начался поиск организаций, которые смогли бы предоставить условия, сопоставимые с Lammi. Рассматривалось несколько вариантов, из которых оптимальным стала база Кольского научного центра РАН (Мурманская область). Таким образом, в 2021 г. принимающей стороной зимней лимнологической школы-практики выступил Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН (г. Апатиты). Мероприятие проходило на берегу озера Имандра, крупнейшего водоема Мурманской области, в 20 км от г. Апатиты. Поскольку впервые данное мероприятие должно было проходить за Полярном кругом, было предложено дать ему название Полярная школа.
Полярная школа была задумана с целью обучения молодых лимнологов практическим навыкам работы в зимних условиях. Поэтому при отборе кандидатов на участие в мероприятии упор делался на студентов старших курсов профильных направлений вузов, на аспирантов и молодых ученых, которые в перспективе нацелены заниматься изучением водных объектов. В итоге было отобрано 30 человек почти из всех субъектов Северо-Запада РФ.
Исходя из опыта проведения совместных с финскими коллегами зимних школ, программа Полярной школы-практики содержала теоретическую часть, в рамках которой ведущими специалистами в области гидрофизики, гидробиологии, гидрохимии были прочитаны очные и дистанционные лекции, а также практическую часть, включавшую в себя полевые работы на оз. Имандра (рис. 2), обработку полученных материалов под руководством наставников и представление результатов.
Основными лекторами на школе-практике выступили сотрудники Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН и Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН. Следует отметить, что в дистанционном формате лекции прочитали не только российские ученые (Петрозаводск), но и зарубежные коллеги из Финляндии и Китая, что позволило присвоить мероприятию международный статус.
Для выполнения исследовательских проектов все участники школы-практики были разделены на группы по направлениям: гидрофизика, гидрохимия-геохимия, гидробиология и ихтиология. У каждой группы был куратор, который помогал ставить задачу, работать с полученными данными и готовить итоговый доклад. Гидрофизики получили общие представления по работе с CTD-зондами, измерителями течений, гидрохимики и геохимики научились работать с портативными измерительными приборами и обрабатывать гидрологические данные, полученные в ходе полевых работ, гидробиологи и ихтиологи – с бинокулярными микроскопами.
Количественно группы не сильно отличались друг от друга, так как в работе с оборудованием играет роль мобильность, и вклад каждого участника в выполнение проекта должен быть заметен.
Для получения обратной связи от студентов был применен подход, ранее использованный при проведении российско-финских школ: все участники обязательно должны выступить при защите проекта
Следует отметить, что задачи Полярной школы были выполнены, а в рамках ее работы был издан сборник лекций «Современные исследования водоемов Севера» [Современные…, 2021] при поддержке Ученого совета ИВПС КарНЦ РАН и Министерства образования и спорта Республики Карелия как учебное пособие. Лекции были подготовлены научными сотрудниками Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН (ИВПС КарНЦ РАН), Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН (ИППЭС КНЦ РАН), преподавателями Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) и Петрозаводского государственного университета (г. Петрозаводск). В резолюции к Полярной школе было отмечено, что ее проведение планируется сделать ежегодным.
Регеранд Т.И., Галахина Н.Е., Толстиков А.В. VI МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ (ШКОЛА-ПРАКТИКА) "ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ: ИЗУЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ" (ПЕТРОЗАВОДСК, 1-5 СЕНТЯБРЯ 2020 Г.) // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2020. № 9. С. 133-138.
Издательская деятельность
Издано учебное пособие
Современные исследования водоемов Севера.С.П. Гриппа, Т.И. Регеранд. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2021. 2021. 214 с.
Сотрудничество по образовательной и просветительной деятельности с другими организациями
• Сотрудничество с Национальным музеем Республики Карелия (Министерство культуры РК) по подготовке новой постоянной экспозиции музея-филиала «Марциальные воды»: цикл лекций для сотрудников, подготовка экспозиции в музее и создание 2 научно-популярных учебных фильмов с каналом «Культура» с условным названием "Минеральные воды России".
• М.Т. Сярки прочитала лекцию «Подледный зоопланктон» и провела практическое занятие для студентов СПбГУ, осваивающих основную образовательную программу магистратуры «Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов (CORELIS)», 1 курс магистратуры по направлению 05.04.06 «Экология и природопользование» в рамках школы-семинара по теме «Полевые исследования арктических водоемов в зимний период» (грант РФФИ № 18-05-60291, по теме «Адаптация арктических лимносистем к быстрому изменению климата», Pure ID 62904819). Семинар состоялся в пос. Чална, Прионежский район, Республика Карелия, база «Урозеро» в период 05-09 апреля 2021 г.
• Участие в работе жюри по оценке школьных работ в региональном (заочном) конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (Российский национальный юниорский водный конкурс-2021) – Макарова Е.М. (февраль 2021 г., г. Петрозаводск)
• Участие в работе жюри по оценке школьных работ в региональном (заочном) конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов регионального (заочного) этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам») (февраль 2021 г., г. Петрозаводск).
• Сотрудничество и помощь Е.М. Макаровой в проведении Всероссийского конкурса журналистского мастерства среди одаренной молодежи Республики Карелия. (март 2021 г., г. Петрозаводск)